Берак О.Л. Школа ритма. Часть 2. Трёхдольность
Описание:
Учебное пособие представляет собой систему метроритмических упражнений, отрабатываемых в курсе сольфеджио. Работа направлена на последовательное формирование ритмических навыков воспроизведения ритмических рисунков, умения удерживать единый темп, интерпретации текстов. Автором предлагаются специально созданные двустрочные примеры, систематизированные по степени сложности и приемам работы. Примеры имеют различную протяженность и ориентированы на реализацию задач разного уровня Пособие содержит методическую часть, в которой изложены техники работы, учитывающие стадию обучения и подготовленность учащихся. Может быть использовано во всех звеньях музыкального образования, начиная с музыкальной школы, а также при самостоятельной работе.
ОТ АВТОРА Во второй части Школы ритма отрабатывается простая трехдольность. Так же, как и двухдольность, она относится к базовым структурам, которые отражают налги представления об устройстве мира (двухчленная или трехчленная модель, чет-нечет). Данное пособие ориентировано на решение целого ряда задач. Прежде всего, необходимо формирование механизмов, способствующих налаживанию метрической пульсации. Нет сомнений, что обнаружение трехдольности связано не столько с движением, характерным для дирижирования на 3/4, сколько с физическим ощущением, реализуемым фактически на уровне всего организма. Для этого предлагаются упражнения, направленные на формирование ощущения сильной доли (в том числе приходящейся на паузу), а также примеры, в которых необходимо проследить за фразировкой (авторской или самостоятельно обнаруженной). Упражнения, изложенные в данном пособии, способствуют формированию и совершенствованию метроритмической организации музыкального текста в его различных значениях. Они могут быть выполнены на двух уровнях: как чисто учебные (направленные на соблюдение метрического акцента, точность выполнения ритмического рисунка), и как творческие (с целью обнаружения вариантов интерпретации). Известно, что ритм обладает свойством брать на себя содержательную и формообразующую роль. Формирование умения выявлять ритмоинтонацию как исходное образование в становлении смысла произведения является необходимым разделом работы по сольфеджио, которому в реальной практике обучения далеко не всегда уделяется достаточно внимания. Предлагаемые примеры направлены на то, чтобы в курсе сольфеджио, по возможности, заполнить этот пробел. Причем следует это делать, начиная с самых первых шагов обучения -когда ученик может быть еще не знаком с нотным станом. Структура пособия трехчастная. В первой части представлены упражнения на попеременное движение каждой руки. Внешне они напоминают пособие для игры на малом барабане, однако в них отрабатываются не приемы игры, а способы ориентации в музыкальном тексте, располагаемом на двух строках. В качестве ударного инструмента можно использовать, к примеру, крышку клавиатуры рояля, поверхность стола, твердый книжный переплет. Начальные примеры предназначены для работы с начинающими, однако они принесут пользу и тем, кто испытывает затруднения в обнаружении сильной доли, ощущении трехдольности как таковой. Заключительные номера этого раздела ориентированы на достаточно продвинутых учащихся - студентов среднего и высшего звена обучения. Во втором и третьем разделах трехдольность представлена размерами 3/4, 3/8, 3/16, 3/2, 3/1 и отрабатывается при одновременном движении обеих рук. Поначалу предлагаются простейшие ритмические варианты, пригодные для работы с начинающими. Помимо уже освоенного приема (легкого постукивания по крышке рояля или стола), можно использовать различные варианты исполнения: одна из строчек простукивается, другая проговаривается, одна партия исполняется при помощи ног, другая руками. Опыт показывает, что проговари-вание верхней строчки при одновременном простукивании нижней значительно проще обратного варианта. Особое внимание, разумеется, стоит обратить на координацию линий обеих строк, темповое единство, стремление найти свои варианты интерпретации и убедительно реализовать их. Кроме того, следует учиться выбирать необходимый темп, исходя из собст-венных возможностей (подготовленности, темперамента, самочувствия и т.д.) и требований, диктуемых самим текстом (жанровыми и стилевыми признаками). Третья часть пособия связана с освоением более сложных ритмических рисунков -дуолей, квартолей, квинтолей, септолей, больших триолей и пр. Педагогически целесообразно работать над текстами, один вид которых поначалу настораживает учащихся и кажется невыполнимым. Предлагаемые формулы исполнения отрабатываемых ритмических рисунков, а также небольшие пояснения, касающиеся техники исполнения, помогут не бояться «черных» текстов, редко встречающихся в нотной литературе обозначений. Последние три примера дают возможность проверить себя на способность ориентироваться в сложно организованном тексте. Особо следует остановиться на творческой стороне .исполнения. В примерах, как правило, нет обозначений темпа, фразировки, оттенков и многого другого, свойственного оформлению музыкального текста. Однако автор предполагает, что в результате освоения уже начальных номеров возникнет желание интерпретировать примеры с точки зрения наличия в них художественного смысла. Необходимо ориентировать учеников не только на четкое выполнение заданных ритмических рисунков, но и поощрять их самостоятельность в поисках ритмоинтонации и способов ее развития. Со временем можно предложить ускорение темпа (если это не противоречит замыслу примера), что может стать неплохим ориентиром для проверки ритмической свободы учащихся, умения рационально использовать свои движения и энергию, находить различные варианты исполнения. Пособие может быть использовано на всех стадиях обучения, а также при самостоятельной работе. Его материал пригоден и для компактного применения (в случае, если педагог считает необходимым отработать трехдольность как самостоятельный раздел, посвятив ему существенный промежуток времени, например, целый семестр), и в сочетании с работой над иными метрами. Развернутые пояснения даны в первой части пособия. Основные рекомендации остаются прежними: • выделить и строго соблюдать метрическую единицу; • выполнить пример в едином темпе, желательно без остановок; • не получившиеся места запомнить, выделить и проанализировать ошибки; • определить ведущие элементы, приемы имитации, остинатности и т.п.; • находить варианты интерпретации, не нарушая целостности текста; • следить за тем, чтобы руки не напрягались; • координировать линии двух строк, действия правой и левой рук. Структура всей Школы ритма такова. Часть 1 - Двухдольность. Часть 2 - Трехдольность. Часть 3 - Сложные, смешанные и переменные размеры, полиметрия и полиритмия. Часть 4 - Артикуляционное сольфеджио. Часть 5 - Двухстрочное сольфеджио. Часть 6 - Мелодико-ритмические упражнения. Выражаю глубокую благодарность всем принимавшим участие в обсуждении данной работы. Особая благодарность Е.С. Дерунец и Г.В. Федорову, а также студентам РАМ им. Гнесиных В. Гордеевой и Д. Коваленко.
СКАЧАТЬ
|