Понедельник, 24.07.2017
Нотный Архив

Яндекс найдет все
Scores.at.ua
Поиск
Закладки
Категории раздела
Дирижирование [2]
Вокал [12]
Джазовые [0]
Духовые [2]
Струнные [6]
Баян [12]
Фортепиано [16]
Гитара [22]
Ударные инструменты [2]
Сольфеджио Теория [18]
Музыкальная литература [14]
Меню сайта
Форма входа
Статистика
Наша кнопка у Вас


Нотный Архив


На сайт без рекламы
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Главная » Файлы » Учебники / Самоучители » Сольфеджио Теория

Берак О.Л.
[ Скачать с сервера () · Скачать удаленно () · Скриншот ] 22.05.2012, 17:24

Берак О.Л. Школа ритма. Часть 2. Трёхдольность



Описание:

Учебное пособие представляет собой систему метроритмических упражнений, отрабатываемых в курсе сольфеджио. Работа направлена на последовательное формирование ритмических навыков воспроизведения ритмических рисунков, умения удерживать единый темп, интерпретации текстов. Автором предлагаются специально созданные двустрочные примеры, систематизированные по степени сложности и приемам работы. Примеры имеют различную протяженность и ориентированы на реализацию задач разного уровня
Пособие содержит методическую часть, в которой изложены техники работы, учитывающие стадию обучения и подготовленность учащихся. Может быть использовано во всех звеньях музыкального образования, начиная с музыкальной школы, а также при самостоятельной работе.


ОТ АВТОРА


Во второй части Школы ритма отрабатывается простая трехдольность. Так же, как и двухдольность, она относится к базовым структурам, которые отражают налги представления об устройстве мира (двухчленная или трехчленная модель, чет-нечет). Данное пособие ориентировано на решение целого ряда задач.
Прежде всего, необходимо формирование механизмов, способствующих налаживанию метрической пульсации. Нет сомнений, что обнаружение трехдольности связано не столько с движением, характерным для дирижирования на 3/4, сколько с физическим ощущением, реализуемым фактически на уровне всего организма. Для этого предлагаются упражнения, направленные на формирование ощущения сильной доли (в том числе приходящейся на паузу), а также примеры, в которых необходимо проследить за фразировкой (авторской или самостоятельно обнаруженной).
Упражнения, изложенные в данном пособии, способствуют формированию и совершенствованию метроритмической организации музыкального текста в его различных значениях. Они могут быть выполнены на двух уровнях: как чисто учебные (направленные на соблюдение метрического акцента, точность выполнения ритмического рисунка), и как творческие (с целью обнаружения вариантов интерпретации).
Известно, что ритм обладает свойством брать на себя содержательную и формообразующую роль. Формирование умения выявлять ритмоинтонацию как исходное образование в становлении смысла произведения является необходимым разделом работы по сольфеджио, которому в реальной практике обучения далеко не всегда уделяется достаточно внимания. Предлагаемые примеры направлены на то, чтобы в курсе сольфеджио, по возможности, заполнить этот пробел. Причем следует это делать, начиная с самых первых шагов обучения -когда ученик может быть еще не знаком с нотным станом.
Структура пособия трехчастная. В первой части представлены упражнения на попеременное движение каждой руки. Внешне они напоминают пособие для игры на малом барабане, однако в них отрабатываются не приемы игры, а способы ориентации в музыкальном тексте, располагаемом на двух строках. В качестве ударного инструмента можно использовать, к примеру, крышку клавиатуры рояля, поверхность стола, твердый книжный переплет. Начальные примеры предназначены для работы с начинающими, однако они принесут пользу и тем, кто испытывает затруднения в обнаружении сильной доли, ощущении трехдольности как таковой. Заключительные номера этого раздела ориентированы на достаточно продвинутых учащихся - студентов среднего и высшего звена обучения.
Во втором и третьем разделах трехдольность представлена размерами 3/4, 3/8, 3/16, 3/2, 3/1 и отрабатывается при одновременном движении обеих рук. Поначалу предлагаются простейшие ритмические варианты, пригодные для работы с начинающими. Помимо уже освоенного приема (легкого постукивания по крышке рояля или стола), можно использовать различные варианты исполнения: одна из строчек простукивается, другая проговаривается, одна партия исполняется при помощи ног, другая руками. Опыт показывает, что проговари-вание верхней строчки при одновременном простукивании нижней значительно проще обратного варианта. Особое внимание, разумеется, стоит обратить на координацию линий обеих строк, темповое единство, стремление найти свои варианты интерпретации и убедительно реализовать их. Кроме того, следует учиться выбирать необходимый темп, исходя из собст-венных возможностей (подготовленности, темперамента, самочувствия и т.д.) и требований, диктуемых самим текстом (жанровыми и стилевыми признаками).
Третья часть пособия связана с освоением более сложных ритмических рисунков -дуолей, квартолей, квинтолей, септолей, больших триолей и пр. Педагогически целесообразно работать над текстами, один вид которых поначалу настораживает учащихся и кажется невыполнимым. Предлагаемые формулы исполнения отрабатываемых ритмических рисунков, а также небольшие пояснения, касающиеся техники исполнения, помогут не бояться «черных» текстов, редко встречающихся в нотной литературе обозначений. Последние три примера дают возможность проверить себя на способность ориентироваться в сложно организованном тексте.
Особо следует остановиться на творческой стороне .исполнения. В примерах, как правило, нет обозначений темпа, фразировки, оттенков и многого другого, свойственного оформлению музыкального текста. Однако автор предполагает, что в результате освоения уже начальных номеров возникнет желание интерпретировать примеры с точки зрения наличия в них художественного смысла. Необходимо ориентировать учеников не только на четкое выполнение заданных ритмических рисунков, но и поощрять их самостоятельность в поисках ритмоинтонации и способов ее развития. Со временем можно предложить ускорение темпа (если это не противоречит замыслу примера), что может стать неплохим ориентиром для проверки ритмической свободы учащихся, умения рационально использовать свои движения и энергию, находить различные варианты исполнения.
Пособие может быть использовано на всех стадиях обучения, а также при самостоятельной работе. Его материал пригоден и для компактного применения (в случае, если педагог считает необходимым отработать трехдольность как самостоятельный раздел, посвятив ему существенный промежуток времени, например, целый семестр), и в сочетании с работой над иными метрами. Развернутые пояснения даны в первой части пособия. Основные рекомендации остаются прежними:
• выделить и строго соблюдать метрическую единицу;
• выполнить пример в едином темпе, желательно без остановок;
• не получившиеся места запомнить, выделить и проанализировать ошибки;
• определить ведущие элементы, приемы имитации, остинатности и т.п.;
• находить варианты интерпретации, не нарушая целостности текста;
• следить за тем, чтобы руки не напрягались;
• координировать линии двух строк, действия правой и левой рук.
Структура всей Школы ритма такова.
Часть 1 - Двухдольность. Часть 2 - Трехдольность. Часть 3 - Сложные, смешанные и переменные размеры, полиметрия и полиритмия. Часть 4 - Артикуляционное сольфеджио. Часть 5 - Двухстрочное сольфеджио. Часть 6 - Мелодико-ритмические упражнения.
Выражаю глубокую благодарность всем принимавшим участие в обсуждении данной работы. Особая благодарность Е.С. Дерунец и Г.В. Федорову, а также студентам РАМ им. Гнесиных В. Гордеевой и Д. Коваленко.



СКАЧАТЬ



Категория: Сольфеджио Теория | Добавил: PoeBassom

Просмотров: 2119 | Загрузок: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статьи
    Случайные ноты
    [Хоровая]
    Хорові твори українських композиторів на слова Тараса Григоровича Шевченка (Київ 1961)
    [Сборники арий и романсов]
    Вокальні твори українських композиторів на слова Тараса Григоровича Шевченка (Київ 1961)
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А.П. - Курс сольфеджио выпуск 3. Двухголосие. (Диатоника, хроматика и модуляция) 1985г.
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Камерная симфония (Для камерного оркестра) В 6-ти частях. (1967)
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Симфониетта для струнного оркестра. (1953)
    [Кларнет (Clarinetto)]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Концерт для кларнета и камерного оркестра (1957)
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Концерт для виолончели и симфонического оркестра, ми мажор. (1964)
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Концерт для скрипки с оркестром фа мажор. (1969)
    [Квартеты]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Пятый квартет для двух скрипок, альта и виолончели №5
    [Квартеты]
    Чайковский Борис Александрович - Шесть этюдов для струнного оркестра и органа.
    [Квартеты]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели №2
    [Квартеты]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Первый квартет для двух скрипок, альта и виолончели №1
    [Песенники]
    Александр Вертинский Сборник песен Грустный Пьеро
    [Сборники арий и романсов]
    Пісні, думи та романси з репертуару Йосипа Гошуляка
    [Бас]
    Романсы и Украинские народные песни из репертуара Бориса Гмыри
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А.П. - Курс сольфеджио, выпуск 2(Хроматизм и модуляция) 1973 г.
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А.П. - Курс сольфеджио, выпуск 1 (Диатоника) 1974
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А. Воспитание музыкального слуха Музыка "Москва" 1977
    [Сборники арий и романсов]
    Поет Клавдия Шульженко_Москва_1969 г.
    [Музыкальная литература]
    Танцы разных народов. Издательство «Молодая гвардия» 1958г.
    [Фортепиано]
    Песни нашего кино. 30-60-е годы
    [Эстрадная]
    Песенник 500 аккордов выпуск 1
    [Ансамбли]
    Paul Nero "The Hot Canary" violin and piano
    [Песенники]
    Борис Чайковский Слоненок и его друзья
    [Современная]
    Сборник нот Drama, Movie & K.pops
    [Сопрано]
    Лысенко ВАЛЬС ВЕНЕРЫ из второго действия оперы "Энеида"
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich
    [Сольфеджио Теория]
    Долматов Н. Музыкальный диктант учебно-методическое пособие для детских и музыкальных школ
    [Эстрада]
    Музыкальный журнал-śpiewamy i tańczymy-P. W. P. Przedstawicielstwo Wydawnictw Polskich Warsrawa,Poland.

     

    SCORES.AT.UA@2012
    Яндекс.Метрика