Пятница, 29.03.2024
Нотный Архив

Яндекс найдет все
Scores.at.ua
Поиск
Закладки
Категории раздела
Мои статьи [17]
Меню сайта
Форма входа
Статистика
Наша кнопка у Вас


Нотный Архив


На сайт без рекламы
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Главная » Статьи » Мои статьи

Кто придумал название для фортепиано ?

Ф О Р Т Е П И А Н О



Музыка – величайшая сила.

Она может заставить человека

любить и ненавидеть,

прощать и убивать.




Курсовая работа по магловедению.
Выполнила Чжоули Линк, 4 курс, Слайзерин


Я хочу рассказать о таком магловском изобретении, как фортепиано. Много говорить о важности музыки для человечества, я думаю, не стоит. И так все ясно.
Музыка облегчает жизнь человека? Безусловно. Музыка…Маглы привыкли сегодня к этому слову, часто произносят его, порой не подозревая, что родилось оно, как и слова «мелодия», «ритм», «гамма», свыше 25 веков назад в Элладе. Согласно древнегреческой мифологии, музы – это богини-покровительницы наук и искусств. Среди них Терпсихора – покровительница танцев и хорового пения, Эрато – поэзии, Эвтерпа – музыки. От муз и произошло слово «музыка». Предводителем муз был бог Аполлон. Его часто изображали с кифарой в руках: согласно легенде, именно Аполлон был ее изобретателем.
Первый музыкант древности – Орфей. Заслышав чарующие звуки его золотой лиры, становились послушными дикие звери, раздвигались скалы, деревья склоняли свои ветви. Да, музыку изобрели маги и подарили ее всему человечеству. Кифара и лира были первыми музыкальными инструментами. Лира не имела резонансного ящика и поэтому звучала негромко. Маглы стали пытаться делать другие музыкальные инструменты. Но все они были основаны на колебании струны.
Один из ученых Древней Греции, Пифагор, изучал взаимосвязь музыки и естественных наук. Он считал, что весь мир, вся Вселенная и отдельные ее планеты находятся в определенных математических зависимостях, подобным тем, на которых построена музыка.
Для изучения музыкальных интервалов Пифагор использовал монохорд – однострунный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный прямоугольный ящик, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна (отсюда и его название: «моно» по-гречески «одна», «хорд» - «струна»). Звук в монохорде извлекался ударом молоточка или защипыванием струны. На верхней плоскости ящика была нанесена шкала. Перемещая по определенным точкам шкалы подвижную подставку, Пифагор получал звучание различных музыкальных интервалов.
Монохорд был одним из первых шагов на пути к рождению фортепиано. Его начинают совершенствовать, размещая над ящиком-резонатором все большее число струн. Сначала к его единственной струне добавили еще одну, затем еще две и в таком виде им пользовались довольно долго. Называли его по-прежнему монохордом. Незатейливый деревянный ящик со струнами, простой в изготовлении и очень удобный для использования, становится популярным во многих странах. Дульцимеры, псалтериумы и цимбалы – так именовались в разных концах света разновидности монохорда. Они в течение многих веков были неизменными помощниками учителей пения, верными спутниками бродячих музыкантов и артистов. На Руси тоже появился подобный инструмент – это были любимые в русском народе гусли.
Как же рождалась музыка в этих «деревянных ящиках»? Чтобы извлечь звук на монохорде, музыкант либо защипывал струны (отсюда одно из его названий – «псалтериум», - происходящее от греческого слова «псалло», что означает «бряцать по струнам», буквально – «дергать»), либо ударял по ним специальной пластинкой – плектром.
А струн становилось все больше и больше. У некоторых средневековых потомков монохорда их насчитывалось уже свыше тридцати. Играть на таком инструменте было весьма трудно. Что же придумали средневековые музыканты и инструментальные мастера? В ту эпоху уже знали и пользовались органом. И вот кому-то пришла в голову замечательная мысль: приспособить клавиатуру и к многострунному монохорду.
Сравнительно недавно, ученые, изучавшие средневековую литературу, обратили внимание на следующий факт: в одном из произведений среди названий распространенных в то время музыкальных инструментов упоминалось и такое – «английская шахматная доска». Оказалось, что это название одного из самых ранних клавишно-струнных инструментов. Не исключено, что далекий предок фортепиано родился, как и шахматы, на Востоке, а в начале нашего тысячелетия был завезен в Европу, и в частности, в Англию, где его стали изготовлять и охотно играть на нем. Само же название, породнившее музыкальный инструмент с шахматами, вероятно, объясняется так: соседство черных и белых клавиш напоминало обычное чередование квадратов на шахматном поле, особенно если принять во внимание, что клавиши первых инструментов были не продолговатые, как у современного фортепиано, а почти квадратные и, возможно, одного размера.
А далее первые клавишные потомки монохорда уступили место клавикорду. Ему предстояло продолжить эстафету клавишных инструментов. Он в течение нескольких веков будет волновать сердца музыкантов и слушателей. Что за удивительный это был инструмент! С мягким, нежным звуком, легкий и удобный: хочешь – держи на коленях, а хочешь – ставь на стол. Легкого прикосновения к клавише было достаточно, чтобы извлечь звук.
Но заглянем внутрь инструмента. Что же происходило, когда палец музыканта касался клавиши клавикорда? На этот вопрос нам ответит само название клавикорда. «Корд» (или «хорд»), по- гречески «струна». А вот «клави» латинского происхождения и имеет два значения: «ключ» и «гвоздь». Когда нажимали на клавишу клавикорда, она касалась струны гвоздем, жестко закрепленным на ее конце. Впоследствии гвозди заменили на латунные стерженьки – тангенты. Струны клавикорда располагались параллельно линии клавиатуры. От их числа зависела ширина инструмента. Все струна настраивались одинаково, т.е. звучали в унисон. Различие в высоте звучания достигалось тем, что тангент касался струны в ее определенной точке, которая отделяла левую часть струны, обтянутую материей, заглушенную, от правой – звучащей.
Пока в инструменте было 2-3 октавы, проблем не возникало. Но когда диапазон клавиатуры стали увеличивать, понадобилось увеличить и число струн. Возросла и ширина инструмента. Тогда мастера нашли остроумный выход: они помещали струн меньше, чем клавиш, но при этом два и более тангентов «обслуживались» одной струной. В таких клавикордах нельзя было одновременно пользоваться клавишами, тангенты которых приходились на одну струну. Однако эти недостатки не мешали современникам восторгаться клавикордом: «нежно жалобный», «нежно утешающий», «сладкозвучный», «серебристый по звуку».
В течение трех веков клавикорд не имел себе равных по силе выразительности звука. Он обладал следующим замечательным свойством. Иногда требуется увеличить силу звука после того, как клавиша уже нажата. На фортепиано это невозможно, а на клавикорде такой эффект достигается без труда: музыкант, нажав на клавишу, старается слегка вибрировать пальцем, и жестко соединенный с клавишей тангент снова начинает возбуждать струну, рождая маленькое, но вполне слышимое усиление звука.
Но была одна беда: как не старались мастера усовершенствовать клавикорд, звучание его оставалось тихим, и он почти не был слышен в больших помещениях. На нем трудно было аккомпанировать певцу. Он не был слышен ни в ансамблях с другими инструментами, ни тем более в оркестрах.
А между тем рядом с ним существовал более звучный его собрат. В Италии его называли чембало, в Германии – флюгель, в Англии – арпсихорд, а во Франции – клавесин. Последнее название и стало общим для всех инструментов подобного типа. Клавесин появился немного позже клавикорда. Его прямым предком был цимбал – треугольный ящик со струнами. Мастера, бившиеся над созданием клавикорда с сильным звуком, уже давно поглядывали на цимбалы и псалтериумы: защипывая струны пальцами или плектром, музыканты добивались на них довольно громкого звучания. А что если присоединить к цимбалу клавиатуру? Так и сделали. На близком к струнам конце клавиши закрепили специальный язычок, он-то и защипывал струну, когда музыкант нажимал клавиши. Так родился клавицимбал.
Механика клавесина была несколько сложнее, чем у клавикорда. Струны в нем были разной длины и каждая настраивалась в определенном тоне. Соединенный с клавишей деревянный стерженек сверху был расщеплен наподобие вилочки. Сюда и вставлялся язычок, щипком приводивший в колебание струну. Для язычка сначала самыми подходящими оказались вороньи перья, наиболее «музыкальные» и долговечные.
Позже мастера, меняя материал язычка, стремились не только разнообразить тембр клавесина, но и увеличить силу его звука. Стали применяться удвоенные, утроенные струны для каждого тона, настраивавшиеся в унисон или в октаву.
XVII век – расцвет клавесинного искусства. Появились инструменты с несколькими клавиатурами, располагавшимися террасообразно, как у органа. Первая клавиатура давала обычное звучание, вторая позволяла  удваивать басы или дисканты, третья служила для воспроизведения лютневого звучания.
Если на органах играли в соборах во время богослужений, клавикордом пользовались дома, то в салонах – залах-гостиных богатых вельмож – безраздельно царил клавесин. Роскошным становится и внешний вид инструмента. Корпуса расписываются искусными живописцами, отделываются тонкой резьбой, инкрустируются слоновой костью.Основных типов клавесина было два: с вертикальным направлением струн (прототип пианино) и с горизонтальным (прототип крыловидного рояля).
Но красавец клавесин имел и свои недостатки. И самым серьезным среди них, оказавшийся решающим впоследствии в период соперничества с фортепиано, был один: интенсивность нажатия на клавишу почти не отражалась на силе звучания, т.е. звук был почти одинаковой громкости.
Играя на клавесине, музыкант мог добиться беглости и гибкости пальцев, но, только играя на клавикорде, он мог постичь душу музыки. Клавирная музыка того времени изобиловала украшениями (исполнявшимися очень быстро), изящное исполнение которых считалось одним из признаков мастерства.
Клавикорд или клавесин? Этот вопрос все время волновал музыкантов в период расцвета клавирного искусства. Сын знаменитого Баха, Филипп Эмануэль Бах, примирил обе точки зрения: каждый хороший клавирист должен уметь играть как на клавесине, так и на клавикорде.
Музыкальных дел мастера давали инструментам физическую жизнь. Но вряд ли мы знали сегодня о клавесине и клавикорде, если бы не те, кто вдохнул в них духовную жизнь, - композиторы, творившие для этих инструментов. Надо было быть настоящими волшебниками, чтобы, не замечая недостатков клавира, создавать для него шедевры. Иоганн Себастьян Бах, Франсуа Куперен, Доменико Скарлатти. Клавирные произведения Баха, незаслуженно забытые поначалу из-за кажущейся учености и скучности, позднее были возрождены и стали основой всей фортепианной литературы.
1709 год. Итальянский мастер Бартоломео Кристофори демонстрирует новый инструмент гостям своего хозяина, принца Фердинанда. «Гравичембало коль пиано е форте» (клавесин с тихим и громким звуком) - так была представлена новинка. Но гости не оценили новый инструмент, в котором вместо язычков были молоточки, обтянутые кожей. Клавесин не сдавал своих позиций. Даже, несмотря на то, что молоточковое фортепиано позволяло наконец-то «дозировать» звук, музыканты нашли в нем существенные недостатки: фортепиано не так звучно, как клавесин, басы жесткие, глухие, в высоком регистре звук слаб, играть на нем трудно. «Этот выскочка никогда не сумеет вытеснить величественного клавесина» - такой был приговор.
Но время решило по-другому. Младший сын Баха, Иоганн Кристиан Бах, сразу оценил преимущества нового инструмента. Он первый выступил с сольным концертом на фортепиано. Вскоре вышел сборник его сонат для фортепиано. Прошло каких-то 50 лет, и мнение о новом инструменте резко изменилось. Теперь нападкам подвергается клавесин, его резкий, острый, пронзительный звук. Клавесин перестают изготовлять и фактически истребляют, потому что из них стали делать фортепиано, потребность в которых резко возросла. Наступает вековое забвение клавесина.
А тем временем для фортепиано творят свои бесценные шедевры Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шопен, Шуман, Лист. Не только творят, но и сами виртуозно их исполняют, показывая тем самым неоспоримые преимущества нового инструмента. И в России появляются гениальные музыканты и композиторы: Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Рубинштейн, Рихтер, которые смогли найти и раскрыть красоту звучания фортепиано.
Итак, власть в музыкальном мире переменилась. Если раньше «королем» музыкальных инструментов называли орган, затем продолжительное время царствовал клавесин, то отныне, крыловидное фортепиано получило название «рояль», что значит, «королевский». На фортепиано, в отличие от органа и клавесина, можно было добиться певучего звучания, и это было главным достоинством нового инструмента. Большой рояль был неудобен для домашнего музицирования. И тогда было создано пианино – фортепиано-«жираф» или «пирамидальное» фортепиано, в котором струны располагались вертикально.

Давайте рассмотрим, как устроен современный рояль. Клавиатура состоит из 88 клавиш (51 белая и 37 черных). Она разбита на 7 с лишним октав. Справа от пианиста, сидящего за клавиатурой, - дисканты, «верхи», слева – «басы», низы. Диапазон фортепиано, для которого писали Моцарт и Бетховен, не превышал пяти октав. Клавиатура закрывается крышкой, предохраняющей клавиши от пыли и различных случайных повреждений. Но раньше крышка еще и закрывалась на ключ, т.к. считалось, что ученикам нельзя заниматься на фортепиано самостоятельно, без учителя.
Под средней частью клавиатуры, поблескивая «золотом», крепятся на специальных кронштейнах педали фортепиано. Их обычно две. Правая педаль служит для управления демпферами (глушителями), покоящимися на струнах. Правая педаль позволяет продлить звук, если клавиша уже отпущена. Левая педаль позволяет сделать звук приглушенным, «матовым». Механизм ее действия следующий. Каждой клавише среднего и верхнего регистра соответствует несколько струн («хор») – обычно их три. Вне действия левой педали молоточек ударяет по всему «хору». При ее нажатии вся молоточковая механика сдвигается вправо, в результате молоточек может ударить только по одной струне. Звук, естественно, будет тише. В пианино этот механизм сделан иначе. Когда левая педаль нажимается, вся молоточковая система приближается к струнам. Молоточки, теперь находящиеся на более близком расстоянии от струн, бьют несколько слабее.
Теперь исследуем «нутро» фортепиано. Для этого приподнимем верхнюю крышку инструмента. Кстати, у нее тоже весьма важная функция: отражая звук, вылетающий из корпуса, она направляет его слушателям. Именно поэтому во время концертов рояль устанавливается на эстраде всегда определенным образом – открытой крышкой в сторону публики.
Корпус рояля – футор – покоится на трех массивных ножках. Футор играет роль резонатора. Поэтому он делается из нескольких слоев дерева строго определенных «резонирующих» пород.
Роль «дна» в корпусе играет дека – горизонтальная деревянная плоскость, повторяющая «крыловидную» форму футора. Обладая большой площадью поверхности, соединяющей ее с окружающей средой, дека отражает звук. От состояния деки во многом зависят акустические свойства инструмента. Дека, изготовляемая из широких досок, склеенных встык, при резком изменении температуры или влажности в помещении, где стоит рояль, может дать трещины по месту склейки. Треснутая дека – это большой дефект инструмента.
Важным конструктивным элементом современного рояля является рама, жестко скрепленная с футором. Рама отливается из чугуна, поскольку на нее приходятся очень большие нагрузки (чтобы увеличить объем звучания инструмента, нужны были струны толще, да и натянуть их надо больше, а натяжение струн исчисляется сотнями килограммов). Над широкой пастью рамы, обращенной к клавиатуре, расположены небольшие металлические штыри – колки, на которые наматывается один конец струны. Другой конец, завязанный петлей, надевается на металлические штифты, укрепленные на противоположной стороне рамы. Колки проходят через отверстия в раме и прочно крепятся в находящемся под нею деревянном брусе. Но при небольшом усилии они слегка поворачиваются. Именно таким образом – легким поворотом колков в ту или иную сторону – производится настройка инструмента.
Струны на фортепиано стальные. Те струны, что соответствуют нотам низкого регистра, - самые длинные и толстые. Они располагаются перекрестно, в два яруса. «Басовитость» им придает медная оплетка. В среднем и верхнем регистрах струны тонкие и по мере приближения к более высоким звукам становятся короче. Короткая и тонкая струна не может, говоря на языке физики, иметь достаточно колебательной энергии. Поэтому их приходится утраивать, ставя против каждого молоточка по три струны. Весь «хор» струн одной ноты настраивается в унисон. Под струнами располагаются молоточки. Они приводятся в движение сложным рычажковым механизмом, связанным с клавишей. Сам молоточек делается из упругих пород дерева. Головку молоточка, покрывает фильцевая подушечка (фильц – прессованный войлок). Она препятствует тому, чтобы молоточек «увязал» в струнах, и создает определенный, характерный именно для фортепиано звук с его множеством различных оттенков, нюансов. Такие же фильцевые подушечки приклеены к нижней (рабочей) поверхности демпферов. С нажатием клавиши глушитель поднимается вверх, давая струне звучать.
Всего в рояле около 200 струн. Настройка рояля – большое искусство, требующее от мастера-настройщика не только тончайшего слуха, но и большого терпения.
Вот так устроено современное фортепиано, конструкция которого за многие десятилетия подтвердила свою надежность и удобство. Это не значит, что фортепиано не будет больше совершенствоваться. Может со временем на смену войлоку придет более «поющий» материал. Или появится особая педаль, благодаря которой пианист без труда будет усиливать звук, как это делает скрипач или певец.
Ясно одно: фортепиано будет жить и приносить радость людям.

Использованная литература

1.Марк Зильберквит "Рождение фортепиано"








Источник: http://hermi3.narod.ru/forte/fortepiano.html
Категория: Мои статьи | Добавил: PoeBassom (19.03.2011)
Просмотров: 5513 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статьи
    Случайные ноты
    [Хоровая]
    Хорові твори українських композиторів на слова Тараса Григоровича Шевченка (Київ 1961)
    [Сборники арий и романсов]
    Вокальні твори українських композиторів на слова Тараса Григоровича Шевченка (Київ 1961)
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А.П. - Курс сольфеджио выпуск 3. Двухголосие. (Диатоника, хроматика и модуляция) 1985г.
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Камерная симфония (Для камерного оркестра) В 6-ти частях. (1967)
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Симфониетта для струнного оркестра. (1953)
    [Кларнет (Clarinetto)]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Концерт для кларнета и камерного оркестра (1957)
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Концерт для виолончели и симфонического оркестра, ми мажор. (1964)
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Концерт для скрипки с оркестром фа мажор. (1969)
    [Квартеты]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Пятый квартет для двух скрипок, альта и виолончели №5
    [Квартеты]
    Чайковский Борис Александрович - Шесть этюдов для струнного оркестра и органа.
    [Квартеты]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели №2
    [Квартеты]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Первый квартет для двух скрипок, альта и виолончели №1
    [Песенники]
    Александр Вертинский Сборник песен Грустный Пьеро
    [Сборники арий и романсов]
    Пісні, думи та романси з репертуару Йосипа Гошуляка
    [Бас]
    Романсы и Украинские народные песни из репертуара Бориса Гмыри
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А.П. - Курс сольфеджио, выпуск 2(Хроматизм и модуляция) 1973 г.
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А.П. - Курс сольфеджио, выпуск 1 (Диатоника) 1974
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А. Воспитание музыкального слуха Музыка "Москва" 1977
    [Сборники арий и романсов]
    Поет Клавдия Шульженко_Москва_1969 г.
    [Музыкальная литература]
    Танцы разных народов. Издательство «Молодая гвардия» 1958г.
    [Фортепиано]
    Песни нашего кино. 30-60-е годы
    [Эстрадная]
    Песенник 500 аккордов выпуск 1
    [Ансамбли]
    Paul Nero "The Hot Canary" violin and piano
    [Песенники]
    Борис Чайковский Слоненок и его друзья
    [Современная]
    Сборник нот Drama, Movie & K.pops
    [Сопрано]
    Лысенко ВАЛЬС ВЕНЕРЫ из второго действия оперы "Энеида"
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich
    [Сольфеджио Теория]
    Долматов Н. Музыкальный диктант учебно-методическое пособие для детских и музыкальных школ
    [Эстрада]
    Музыкальный журнал-śpiewamy i tańczymy-P. W. P. Przedstawicielstwo Wydawnictw Polskich Warsrawa,Poland.

     

    SCORES.AT.UA@2012
    Яндекс.Метрика