Чайковский Борис Александрович - Камерная симфония (Для камерного оркестра) В 6-ти частях. (1967) (партитура)
Законченная летом 1967 года «Камерная симфония» Бориса Чанковского с большим успехом впервые прозвучала осенью того же года. Публика сразу оценила свежесть, теплоту, конструктивное изящество произведения. В симфонии шесть частей. Первая часть«Соната». Зтим названием автор подчеркивает структурную ее близость одночастной сонате Д. Скарлатти. Вторая «Унисон», представляет собой тему с двумя вариациями и заключением, интонационно новым, но не отли-чающимся от них по оркестровому изложению. Третья «Хоральная музика», период из трех предложений, с «разработочной серединой» и сокращенной репризой заключением. Музика зтой части от начала до конца четырехголосного сложения. Четвертая «интермедия», двухчастна по структуре. Зто небольшое «perpetum mobile», где на фоне инвенционно-прелюдийного движения у чембало развивается мелодия, исполняемая 1-ми и 2-ми скрипками в унисон. Пятая часть «Маршевые мотиви». В противоположность предидущей, проносящейся «как мимолетное видение», зту часть можно назвать калейдоскопом «миниатюрных зарисовок». Она, так же как и третья, конструктивно близка к симметричной трехчастности. Заключительная шестая часть «Серенада», миниатюрное рондо, где троєкратно излагаемому «серенадному» рефрену противопоставлены два зпизода, построенные на трансформированной музнке первой части. Обращая внимание на тональный план всей симфонии, где до финала доминирует G-dur нельзя не отметить того, как тонко услышан автором E-dur в роли заключительной тональности всего цикла. Предпосылки тому — выдержанность второй части в C-dur, а четвертой — в A-dur. Невольно вспоминается Четвертая симфония Г. Малера — (1ч. — G-dur, 2 ч. — C-moll, C-dur, 3 ч. — G-dur, 4 ч. — G-dur, E-dur). Что-то родственное чувствуется между двумя этими произведениями не только в отмеченном формальном сходстве, но и в строе музыки, исполненной в обоих сочинениях подчас почти детского простодушия, придающего им особое очарование. Глубоко своеобразный талант, отточенное мастерство и высокая художественная культура автора «Камерной симфонии» сказались (как и ранее в ряде других произведений) прежде всего в том, что «классическое» и современное, общепринятое и глубоко индивидуальное органично сливаются в музыке этого сочинения, нигде не претендующего на оригинальность и в то же время глубоко самобытного. Я. Пейко Камерная симфония Для камерного оркестра. В 6-ти частях. (1967) ЧАСТИ:
1.Соната. 2.Унисон. 3.Хоральная музыка. 4. Интерлюдия. 5. Маршевые мотивы. 6. Серенада.
Состав оркестра: 2 гобоя, 2 валторны, чембало, струнные (скрипки I — 6, скрипки II - 4. альты - 4, виолончели —3, контрабас - 1.
Первое исполнение 27 октября 1967 года. Москва, Большой зал консерватории. Московский камерный оркестр. Дирижер Р.Баршай. Партитура. Предисловие Н.Пейко. М., "Советский композитор"; 1971. (Изд. параллельно на рус. и англ. яз.).
СКАЧАТЬ
|