ДОЛМАТОВ НИКОЛАИ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Музыкальный диктант
Допущено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для детских музыкальных школ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» МОСКВА 1972
Редактор К. Соловьева Художник М. Шевцов Худож. Редактор А. Головкина Техн. редактор С. Белоглазова
Корректор А. Батырев Батырев ОТ АВТОРА В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются основные проблемы методики преподавания одноголосного музыкального диктанта: вопросы освоения диатоники, немодулирующих хроматизмов, отклонений и модуляций в тональности диатонического родства. В области метроритма автор ограничивается простыми размерами, а также размерами 4\4 и 6\8 , ритмическими группами с шестнадцатыми, триолями и простейшими синкопами. Примеры диктантов подобраны в порядке постепенного увеличения их протяженности, что необходимо для нормального развития музыкальной памяти учащихся.
Пособие предназначается для педагогов детских и вечерних музыкальных школ, культурно-просветительных училищ, а также для преподавателей сольфеджио вокальных, духовых и народных отделений музыкальных училищ.
СОДЕРЖАНИЕ От автора. Некоторые методические замечания .
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Поступенное движение и повторность звуков
Тема 1. Работа с группой в начальный период обучения Тема 2. Методика проведения первых диктантов Тема 3. Ритмическая группа «две восьмые» Тема 4. Расширение звукорядов мелодий . Тема 5. Трехдольный размер. Вспомогательные звуки
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Ходы по звукам тонического трезвучия
Тема 1. Скачок с доминанты на тонику Тема 2. Движение мелодии по звукам тонического трезвучия. Тема 3. Ритмическая группа «четверть с точкой и восьмая» в размерах 3 и 4 Тема 4. Тональности соль мажор и фа мажор
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Минорный лад и минорные тональности с одним знаком в ключе.
Тема 1. Тональность ля минор. Тема 2. Затакт. Тема 3. Четырехдольный размер. Минорные тональности с одним знаком в ключе.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Опевание ступеней лада. Терцовость. Тональности с двумя знаками в ключе
Тема 1. Опевание ступеней тональности Тема 2. Терцовость.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. Разновидности минорного лада .
Тема 1. Гармонический и натуральный виды минора Тема 2. Элементы мелодического минора
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. Скачки в мелодии на диатонические ступени тональности
Тема 1. Скачки на VII ступень. Тема 2. Скачки на V ступень. Тема 3. Скачки на III ступень. Тема 4. Скачки на II ступень. Тема 5. Скачки на IV—I. Тема 6. Скачки на IV ступень. Тема 7. Скачки на VI ступень.
РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 4 и 4.
Тема 1. Ритмическая группа «четыре шестнадцатых» . Тема 2. Ритмическая группа «восьмая и две шестнадцатых» Тема 3. Ритмическая группа «две шестнадцатых и восьмая». Тема 4. Ритмическая группа «восьмая с точкой и шестнадцатая» Тема 5. Ритмическая группа «четверть с точкой и две шестнадцатых».
РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ. Движение мелодии по звукам аккордов.
Тема 1. Движение мелодии по звукам тонического трезвучия и доминантсептаккорда. Тема 2. Движение мелодии по звукам тонического трезвучия, септаккорда II ступени и доминантсептаккорда
РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ. Повторность в периоде
Тема 1. Периоды строения: aa bb, aa1 bb, a3 bb1, aa1 bb1 Тема 2. Периоды строения: ab ab, abab1, abac Тема 3. Периоды строения: ab cb, aa ba, ab cb1 Тема 4. Периоды строения: аа В, аа1 В, aa bc, aa1 bc Тема 5. Секвентность. Тема 6. Варьированное повторение.
РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ. Усложнение ритма и метра. Переменные лады. Периоды контрастного строения .
Тема 1. Синкопы. Тема 2. Триоли. Тема 3. Размере Тема 4. Ладовая переменность. Тема 5. Периоды контрастного строения
РАЗДЕЛ ОДИННАДЦАТЫЙ. Хроматические звуки .
Тема 1. Хроматические вспомогательные звуки Тема 2. Хроматические проходящие звуки . Тема 3. Опевание диатонических ступеней вспомогательными звуками.
РАЗДЕЛ ДВЕНАДЦАТЫЙ. Модулирующий хроматизм
Тема 1. Хроматические секвенции. Тема 2. Отклонения и модуляции в тональности диатонического родства.
Доступно только для пользователей
|