Четверг, 21.11.2024
Нотный Архив

Яндекс найдет все
Scores.at.ua
Поиск
Закладки
Категории раздела
Русские композиторы [44]
Зарубежные композиторы [61]
Сборники арий и романсов [62]
Опера [29]
Хоровая [30]
Сопрано [7]
Меццо сопрано [6]
Тенор [5]
Баритон [5]
Бас [7]
Песенники [15]
Меню сайта
Форма входа
Статистика
Наша кнопка у Вас


Нотный Архив


На сайт без рекламы
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Главная » Файлы » Вокальная музыка » Сборники арий и романсов

Арии,романсы и песни из репертуара С.Я.Лемешева.
[ Скачать с сервера () · Скачать удаленно () · Скриншот ] 10.10.2012, 23:47

Арии, романсы и песни из репертуара С.Я.Лемешева. ( Для тенора в сопровождении фортепиано )




Составитель В. КУДРЯВЦЕВА


На 2—3 стр. фотографии С. Я- Лемешева в ролях:


Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Дубровский («Дубровский» Э. Направника)
Герцог («Риголетто» Дж. Верди)
Вертер («Вертер» Ж- Массне)
Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Берендей («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Джеральд («Лакме» Л. Делиба)

С.Я.ЛЕМЕШЕВ

Когда размышляешь об огромных завоеваниях советского вокального искусства, одним из первых приходит на ум имя Сергея Яковлевича Лемешева (1902-1977). Ведь показательно, что-целых пятьдесят лет, начиная с вечера 1965 года, когда юный певец, напутствуемый К. С. Станиславским, впервые вышел на подмостки его оперной студии в партии Ленского, и вплоть до нынешних дней интерес к артисту не ослабевал. Всегда на концертах Лемешева зал был полон, его передачи по телевидению и радио вызывали множество самых восторженных писем от слушателей всех поколений.
О Лемешеве, как об одном из самых дорогих художникав, пишут наши писатели, особенно часто молодые, начинающие авторы.
«ЛЕМЕШЕВ... СЕРГЕЙ... ЯКОВЛЕВИЧ. Каждый звук этого имени был наполнен восторгом зари, бормотанием бора и секретом трав, силой Микулы Селяниновича и невесомостью жаворонка... Мир, благословение и многие лета, чудо российское, чье имя Лемешев Сергей Яковлевич!» — так пишет в своей первой автобиографической повести известный актер Валерий Золотухин ‘.
Да, для большинства наших современников Лемешев не просто великолепный певец. В его голосе мы словно слышим голос родной земли, ласковый шелест дубрав, спокойную плавность русских рек... Послушайте, как поет Лемешев — Петя Говорков в фильме «Музыкальная история» песню «Ах ты, душечка»! Это же настоящая русская кантилена, блестящий пример русского бельканто, чарующего не только пластичной красотой звука, но и простой, скромной, глубоко трогающей выразительностью. В этой непринужденной, прямо из сердца льющейся мелодии нет никаких эффектов, фермат на высоких нотах, «нажима на чувство», а вас переполняет какое-то благоговение, рожденное Красотой.
Так же неповторимо исполняет Лемешев народную элегию «Соловьем залетным юность пролетела»...Но не только лирические, задушевные песни — стихия Лемешева. С неподражаемым юмором и блеском исполняет Сергей Яковлевич озорные, шуточные, игровые песни (например, кто не помнит его «Эх, Настасья» или «У ворот, ворот»), искрящиеся весельем, артистичностью, обаянием.
Почему мы сначала говорим о песне? Ведь Лемешев прежде всего артист оперной сцены, наследник Собинова, после него создавший столь же поэтические, но вполне индивидуально окрашенные образы Ленского, Ромео, Дубровского и многих других героев. И все-таки именно песня, русская песня, непосредственно привела Лемешева к чистому роднику искусства.Биография Сергея Яковлевича широко известна. Сам артист рассказывает о себе в книге «Путь к искусству». Лемешев родился в 1902 году, в бедной крестьянской семье, в небольшой деревушке Старое Князево бывшей Тверской губернии. Рано лишившись отца, десятилетний мальчонка стал кормильцем семьи, подмогой
матери. Он то рыбы наловит, то грибов наберет да и продаст, то наймется сторожить коней в ночное...
Несмотря на почти голодную жизнь, всюду — и на берегах речушки, и в лесу, и в лугах о« В1сем своим существом воспринимал скромную прелесть русской природы. «Близость к природе очевидно с детства пробудила во мне любовь к ней, острое ощущение ее красоты и поэзии,— пишет Сергей Яковлевич. — и эго тоже сыграло свою роль в моем художественном развитии».
Сергей Яковлевич очень любил романс А. Гречанинова «Острою секирой ранена береза». Артист говорил, что, исполняя его, он всегда вспоминал стройную серебристую березку, стоявшую около их избы. Весной подрубали ее кору, чтобы получить свежий душистый сок. Но однажды березка не выдержала этой «операции» и засохла. «И вот, — говорил Сергей Яковлевич, — когда я пою этот романс, мне до слез жаль бедную березу...» В деревне песня «прописана по штату». Ее пели все в семье Лемешевых — мать, отец, тетки, сестры, пели односельчане и в праздники, и в будни. И мальчик, завороженный живым чувством русской песни, уходил в лес или на реку и там пел в одиночестве,
сколько душа захочет! А его душа так и рвалась к пению. Он не забывал об этой своей страсти и когда поехал в Петербург, и когда, уже после революции, пел в деревенской самодеятельности, а затем в кавалерийской школе. Вот здесь-то его талант так был оценен, что несмотря на то, что еще шла гражданская война и молодая Советская республика остро нуждалась в бойцах, седоусый начальник школы все же послал Лемешева вместо фронта в консерваторию.
Московская консерватория, спектакли Большого театра, концерты Шаляпина, Собинова, Неждановой, занятия в студии Станиславского не только развивали Лемешева профессионально, но и обогащали его эстетическое чувство, понятие о красоте, о художественной правде, воспитывали в нем безмерное преклонение перед высоким реалистическим искусством. Сергей Яковлевич прав, когда пишет, что «богатство и живость ассоциативных связей, широкий кругозор, то, что дает и жизненный опыт, и общение с великими образцами искусства, литературы, живописи, театра, — вот что определяет талант актера. Это дар природы, но его надо все время тренировать, развивать».
Вся творческая биография Лемешева — неустанный труд, настойчивое стремление к совершенствованию своих сценических образов. Лемешев спел тридцать пять ведущих оперных партий лирического тенора, и поэтому вполне закономерно основное место в предлагаемом сборнике занимают оперные арии. Большинство из них принадлежит самым любимым героям артиста, которых он воссоздавал на сцене бесчисленное количество раз. Например, более пятисот раз выходил он на сцену в «Евгении Онегине», включая и знаменательную дату 30 июня 1972 года, когда артист в честь своего 70-летня в последний раз предстал перед зрителями Большого театра в образе Ленского. Сергей Яковлевич спел свою самую любимую партию так, что все, кто был в театре или у телевизора, оказались потрясенными силой экспрессии и необычайной поэтичностью исполнения, которыми Лемешев заразил и своих партнеров.Кроме ариозо Ленского в сборнике вы найдете и каватину Берендея, партия, в которой у Сергея Яковлевича также не было соперников, столько высокой простоты, добра и человечности излучал его сказочный царь, с такой непостижимой красотой лился прекрасный, нежный голос, свободно соревнуясь по выразительности с солирующей виолончелью. Мягкие переливы тембра, тонкие пастельные тона голоса заверщал дивный по нежности и звучности фальцет на верхнем си.
А знаменитая песня Индийского гостя из "Садко", где голос так вкрадчиво и томно скользит по полутонам, завораживая слушателя уже только одним своим звучанием! Очень любим Лемешевым другой .пушкинский герой — Владимир Дубровский, характер мужественный, трогательный и благородный. С первого же раза и навсегда врезается в память обращенная к крестьянам фраза Дубровского; «Родитель мой, Андрей Гаврилович, "веленьем божиим скончался, молитесь за него". Эти несколько слов по своей выразительности вполне можно поставить рядом с известным романсом Дубровского, в котором Лемешев покорял и красотою звука, и интонацией: отважным приятием горькой судьбы. В сборник вошла и ария Джеральда («Лакме» Делиба). Это одна из труднейших партий лирического тенора, тем не менее, молодой Лемешев, не имея еще достаточного сценического опыта, рискнул экспромтом дебютировать в ней на сцене Большого театра в начале 1931 года. И вышел с честью из этого испытания. Спектакль решил его судьбу, которая теперь навсегда оказалась связанной с Большим театром.Ария ,Вертера напоминает о последнем сценическом создании Лемешева в Большом театре. В этом спектакле Сергей Яковлевич выступил и как исполнитель заглавной роли, и как режиссер-постановщик, подготовив большую группу молодых пешцов, которые стали его партнерами и дублерами. Лемешев никогда не чурался трудных и, может быть, на первый взгляд не очень-то выигрышных партий. Наоборот. Он с большим юмором
изобразил в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского трусливого и сластолюбивого поповича, создал хотя эпизодичную, но глубоко трогательную и трагическую фигуру
Син-Би У в олере Кабалевского «Никита Вершинин», и был бессменным Баяном, певцом на свадьбе Руслана и Людмилы в опере Глинки. Эта партия очень трудна, хотя «рифы» ее, быть может, и не всем заметны, и чрезвычайно важна для общего понимания оперы. Песни Баяна служат как бы эпиграфом к сложному, многоплановому спектаклю, лишь на первый взгляд представляющемуся просто «волшебной» оперой.Сергею Яковлевичу мало было театра, хотя главные помыслы были отданы сцене. Вечная жажда творчества неудержимо влекла его к концертной эстраде. С первых же лет работы в Большом театре он выступал с интересными программами в Большом зале Московской консерватории и в Колонном зале Дома Союзов, выезжал с концертами в другие города, не забывал и своих земляков, приезжая в родной колхоз. Концертный репертуар Лемешева необычайно обширен. Кроме оперных номеров большое место в нем занимали народные песни и романсы русских и западноевропейских композиторов. Венцом творческого труда Лемешева в концертной области было исполнение вместе с пианистом С. Стучевским в течение пяти вечеров всех романсов Чайковского, для каждого из которых он нашел свою интерпретацию, свой подход. И в этом сборнике отдана дань любимому композитору певца,
В своей концертной деятельности С. Я, Лемешев обращался и к сочинениям, обычно редко исполняемым певцами. Например, все хорошо знают романс Чайковского на слова А, К. Толстого «То было раннею весной», который так замечательно поет Сергей Яковлевич. Но далеко не все, вероятно, представляют эти слова в ином музыкальном оформлении. И вот Лемешев решил познакомить слушателей с малоисполняемым романсом Римского-Корсакова (камерные произведения которого, кроме нескольких «запетых» романсов, поют не часто), написанным на те же слова. И он прозвучал у Сергея Яковлевича на редкость красиво и выразительно. С особо глубоким чувством пел Сергей Яковлевич замечательный романс Римского-Корсакова на слова А. Пушкина «Цветок засохший, безуханный» (включенный в настоящий сборник), открывая в этом романсе, при всем его лиризме, трагические тона. Сергей Яковлевич тонко чувствовал поэтическое-слово и мастерски умел «подать его». Нельзя не заметить, что большинство его любимых романсов написано на стихи замечательных русских поэтов; Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Тютчева, Брюкова...
В искусстве вокальной декламации он — наследник лучших традиций русской певческой школы, традиций Шаляпина, впервые, может быть, заставившего и слушателей, да и многих певцов понять значение выразительно спетого слова.Часто пел Лемешев романсы Шуберта, Шумана, Грига. И уж обязательно — произведения советских композиторов. Сергей Яковлевич был одним из первых исполнителей романсов пушкинского цикла Г. Свиридова. Дружил Сергей Яковлевич с Т. Хренниковым. Лемешев непревзойденно пел песни Леньки из оперы Хренникова «В бурю» — с лихим задором, точно ощущая характер этого обаятельного героя. В данном сборнике помещена «Песня о пеоне» Хренникова, которую Сергей Яковлевич тоже очень любил.
Из прошедших двух веков истории Большого театра более сорока лет украшал его сцену С. Я, Лемешев, Партия и правительство высоко оценили его творческую
и общественную деятельность. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, Сергей Яковлевич в связи с 200-летием Большого театра был награжден третьим орденом Ленина. Имя певца пользуется всенародной любовью, и эта любовь — высшая награда за полувековой одухотворенный труд замечательного артиста.

Е. ГРОШЕВА
Заслуженный деятель искусств РСФСР

СОДЕРЖАНИЕ


С.Я.Лемешев. Предисловие Е. Грошевой


Арии
М. ГЛИНКА
Вторая песня Баяна («Есть пустынный край..,») из оперы «Руслан и Л ю д м и л а »
П. ЧАЙКОВСКИЙ
Ариозо Ленского («Я люблю вас...») из оперы «Евгений Онегин»  
Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Каватина Берендея из оперы «Снегурочка» 
Э. НАПРАВНИК
Романс Дубровского из оперы « Дубровский »
A. ГРЕЧАНИНОВ
Вторая песня Алеши из оперы «Добрыня Никитич»
B. А. МОЦАРТ
Ария Тамино из оперы «Волшебная флейта» 
Г. ДОНИЦЕТТИ
Романс Неморино из оперы «Любовный напиток » 
Ф. ФЛОТОВ
Романс Лионеля из оперы « Марта »
Л. ДЕЛИБ
Кантилена Джеральда из оперы «Лакме»
Ж. МАССНЕ
Ариозо Вертера из оперы «Вертер» (Песнь Оссиана )
Р. ЛЕОНКАВАЛЛО
Серенада Арлекина из оперы « П аяц ы »


Романсы
А. ВАРЛАМОВ
Смолкни, пташка-канарейка... Слова Н. Ц ы г а н о в а 
Белеет парус одинокий... Слова М. Лермонтова
М. ГЛИНКА
«Я люблю», — ты мне твердила... Слова А. Римского-Корсака  
В крови горит огонь желанья... Слова А. П у ш к и н а 
А. ДАРГОМЫЖСКИЙ
Ночной зефир струит эфир... Слова А. Пушкина  
А. РУБИНШТЕЙН
Азра. Слова Г. Гейне, перевод П. Ч а й к о в с к о г о 
Певец. Слова А. Пушкина  
П. ЧАЙКОВСКИЙ
Мы сидели с тобой... Слова Д. Р а т г а у з а 
Средь мрачных дней... Слова Д. Р а т г а у з а 
М. БАЛАКИРЕВ
Обойми, поцелуй... Слова А. К о л ь ц о в а
Баркарола. Сло1ва А. Арсеньева (из Гейне)
Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Цветок засохший. Слова А. П у ш к и н а 
О, если б ты могла... Слова А. К- Т о л с т о г о 
C. РАХМАНИНОВ
Весенние воды. Слова Ф. Т ю т ч е в а 
Не пой, красавица, при мне... Слова А, П у ш к и н а 
А. ГРЕЧАНИНОВ
Острою секирой... Слова А. К. Т о л с т о г о 
Ф. ШУБЕРТ
К музыке. Слова Шобера, перевод И. Райского  
Серенада. Слова Л. Рельштаба, перевод Н. О га р е в а
Р. ШУМАН
Тихая любовь. Сло1ва И. Кернера, перевод А. Майкова 
Я не сержусь... Слова Г. Гейне, перевод Ф. Берга
Э. ГРИГ
Первая встреча. Слова Б. Бьернсона, перевод М. Слонова  
Охотник. Слова В. Шульца, перевод В. К о л о м и й ц е в а 
Г. СВИРИДОВ
Зимняя дорога. Слова А. П у ш к и н а 
Подъезжая под Ижоры... Слова А. П у ш к и н а 
Т. ХРЕННИКОВ
Песня о песне. Слова В. Т и х о н о в а 
К. ЛИСТОВ
Думка. Слова С. А л ы м о в а


Русские народные песни
Ах ты, душечка... Обработка М. Черемухина  
Хуторок. Обработка Ю. Ч е р н о в а 
Эх ты, Ваня! Обработка В. Авророва  


Доступно только для пользователей
Категория: Сборники арий и романсов | Добавил: PoeBassom

Просмотров: 12078 | Загрузок: 7 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 4.0/2

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статьи
    Случайные ноты
    [Хоровая]
    Хорові твори українських композиторів на слова Тараса Григоровича Шевченка (Київ 1961)
    [Сборники арий и романсов]
    Вокальні твори українських композиторів на слова Тараса Григоровича Шевченка (Київ 1961)
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А.П. - Курс сольфеджио выпуск 3. Двухголосие. (Диатоника, хроматика и модуляция) 1985г.
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Камерная симфония (Для камерного оркестра) В 6-ти частях. (1967)
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Симфониетта для струнного оркестра. (1953)
    [Кларнет (Clarinetto)]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Концерт для кларнета и камерного оркестра (1957)
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Концерт для виолончели и симфонического оркестра, ми мажор. (1964)
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Концерт для скрипки с оркестром фа мажор. (1969)
    [Квартеты]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Пятый квартет для двух скрипок, альта и виолончели №5
    [Квартеты]
    Чайковский Борис Александрович - Шесть этюдов для струнного оркестра и органа.
    [Квартеты]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели №2
    [Квартеты]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich Первый квартет для двух скрипок, альта и виолончели №1
    [Песенники]
    Александр Вертинский Сборник песен Грустный Пьеро
    [Сборники арий и романсов]
    Пісні, думи та романси з репертуару Йосипа Гошуляка
    [Бас]
    Романсы и Украинские народные песни из репертуара Бориса Гмыри
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А.П. - Курс сольфеджио, выпуск 2(Хроматизм и модуляция) 1973 г.
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А.П. - Курс сольфеджио, выпуск 1 (Диатоника) 1974
    [Сольфеджио Теория]
    Агажанов А. Воспитание музыкального слуха Музыка "Москва" 1977
    [Сборники арий и романсов]
    Поет Клавдия Шульженко_Москва_1969 г.
    [Музыкальная литература]
    Танцы разных народов. Издательство «Молодая гвардия» 1958г.
    [Фортепиано]
    Песни нашего кино. 30-60-е годы
    [Эстрадная]
    Песенник 500 аккордов выпуск 1
    [Ансамбли]
    Paul Nero "The Hot Canary" violin and piano
    [Песенники]
    Борис Чайковский Слоненок и его друзья
    [Современная]
    Сборник нот Drama, Movie & K.pops
    [Сопрано]
    Лысенко ВАЛЬС ВЕНЕРЫ из второго действия оперы "Энеида"
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich
    [Симфоническая музыка]
    Чайковский, Борис Александрович/Tchaikovsky, Boris Alexandrovich
    [Сольфеджио Теория]
    Долматов Н. Музыкальный диктант учебно-методическое пособие для детских и музыкальных школ
    [Эстрада]
    Музыкальный журнал-śpiewamy i tańczymy-P. W. P. Przedstawicielstwo Wydawnictw Polskich Warsrawa,Poland.

     

    SCORES.AT.UA@2012
    Яндекс.Метрика