Берак О.Л. Школа ритма. Часть 1. Двухдольность
ОТ АВТОРА Трудно переоценить значение ритма в жизни человека. Его влияние испытывает на себе каждый, начиная с внутриутробного периода. Казалось бы, чувство ритма, изначально заложенное в человеке, должно способствовать организации времени жизни, налаживанию психологически комфортного состояния, легкости освоения простейших ритмических формул. Однако современный мир, с его "сгустившимся" временем, внедрением ритмов, призванных подчинить жизнь обычного человека воле создателя, к примеру, рекламных роликов, в значительной степени разлаживает внутренние связи, заложенные природой. Человек начинает утрачивать способность не только к размеренной, упорядоченной жизни, но и обнаруживает сбои в механизмах регуляции собственного состояния. Хорошо известно имя Э.Жак-Далькроза, заложившего более ста лет назад основы системы музыкально-ритмического воспитания как освоения метра и ритма через соединение эстетического и сенсомоторного планов восприятия музыки. В результате занятий по сольфеджио с учениками разного возраста Э.Жак-Далькроз обнаружил, какую огромную пользу и наслаждение прхйщсят им движения в определенном ритме. Он выявил эффекты мышечного ощущения ритма, состояние телесного слияния с музыкой, повышение настроения и работоспособности. Совместная работа с психологами помогла выяснить оздоровительную роль данной системы воспитания, которая совместила решение принципиально важных задач: развитие чувства ритма, умение рационально использовать свои движения и энергию, развитие творческой свободы личности и задачи психологического и физиологического здоровья учащихся. Велико значение ритма в музыке. Существует большой пласт работ, направленных на выяснение его связей с мелодикой, гармонией, синтаксисом. Обозначено его место и роль в традиционной культуре. Обсуждаются вопросы, касающиеся тематической роли ритма, его значения в формировании чувства стиля, потребности находить разнообразные способы интерпретации музыкальных произведений. Особый интерес связан с осознанием роли ритма в современной композиторской практике. Приходится признать, что в традиционном курсе сольфеджио все еще недооценивается роль и значение воспитания чувства ритма у музыкантов - маленьких и больших. Этот раздел работы чрезвычайно редко становится предметом внимания педагога. Данное пособие призвано не только помочь учащимся освоить различные ритмические формулы, но и способствовать налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела, обнаружению смысловых конструкций. Кроме того, конечная цель заключается в возможности воспроизвести ритмическую линию разной степени сложности в любом темпе, выстраивать ритмически свободный диалог с партнерами, находить смысловые варианты исполнения. Предлагаемая система упражнений может быть использована на любой стадии обучения и не только на занятиях по сольфеджио. В курсе сольфеджио ее целесообразность диктуется необходимостью разграничения двух крупных задач - работы над метроритмом и над интонацией. Данная школа дает возможность отработки различных ритмических формул, соблюдая педагогический принцип от простого к сложному, причем работа начинается с того момента, когда ученик может быть еще не знаком с нотным станом. Внешне упражнения напоминают пособие для игры на малом барабане, однако в них отрабатываются не приемы игры, а способы ориентации в музыкальном тексте, располагаемом на двух строках. Школа ориентирована на работу в классе, дома и на самостоятельное освоение. Каждый раздел состоит из 50 упражнений, разбитых по 10 номеров, как правило, восьмитакт-ной структуры (4 + 4 такта - квадрат). Думаю, каждому ученику доставит удовольствие выяснить закономерности чередования долей, метрическую пульсацию, законы группировки длительностей и приступить к творческому прочтению. Если удастся реализовать свой замысел различными вариантами интерпретаций, не бояться сложно организованных упражнений и не уставать при работе над целым разделом - задача, поставленная автором, в значительной степени окажется решенной. Не сомневаюсь, что в результате обучения должны произойти довольно интересные психологические эффекты: исчезнет боязнь "черного" текста со сложно организованными длительностями, обнаружится способность в едином темпе выполнять достаточно протяженные тексты, координировать движения правой и левой рук, появится настоящая ритмическая свобода. Как правило, все ученики, вне зависимости от возраста, пола, темперамента, подготовленности, получают от такого рода работы большое эмоциональное удовлетворение. Описание: Учебное пособие представляет собой систему метроритмических упражнений, отрабатываемых в курсе сольфеджио. Работа направлена на последовательное формирование ритмических навыков воспроизведения ритмических рисунков, умения удерживать единый темп, интерпретации текстов. Автором предлагаются специально созданные двустрочные примеры, систематизированные по степени сложности и приемам работы. Пособие содержит большую методическую часть, в которой изложены техники работы, учитывающие стадию обучения и подготовленность учащихся. Может быть использовано во всех звеньях музыкального образования, начиная с музыкальной школы, а также при самостоятельной работе.
Автор: Берак О.Л. Название: Школа ритма: Учеб. Пособие по сольфеджио. - Ч. 1: Двухдольностъ. Издатель: М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, Год: 2003. Кол.стр.: 32 с, нот. Формат: Pdf
СКАЧАТЬ
|