Шалов А. Основы игры на балалайке .
Название: Основы игры на балалайке Автор: А. Шалов Издательство: Музыка Год: 1969 Язык: Русский Формат: pdf Размер : 5 мб.
Внимание !!! Сборник почищен от мусора, сдвоенные страницы разделены . Качество хорошее.
ПРЕДИСЛОВИЕ Балалайка, с присущим ей колоритом звучания, по праву занимает почетное место в большой семье народных струнных инструментов. Усовершенствование балалайки в конце XIX века В. В. Андреевым и выход ее на концертную эстраду обеспечили ей признание огромной аудитории слушателей как в нашей стране, так и за рубежом. Деятельность популяризаторов балалайки — В. В. Андреева и его современника Б. С. Трояновского — была одобрена и поддержана прогрессивной общественностью того времени. Выдающиеся композиторы, дирижеры, писатели и артисты отмечали своеобразную прелесть звучания балалайки и придавали ей большое значение в пропаганде русской народной песни. «Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект они дают в оркестре: по тембру это незаменимый инструмент!» — такими словами П. И. Чайковский выразил свое восхищение, прослушав игру ансамбля балалаек под руководством В. В. Андреева на одной из Беляевских пятниц. В годы Советской власти в нашей стране уделяется большое внимание народной инструментальной музыке. Для балалайки написаны оригинальные произведения: концерты, сонаты, сюиты и другие пьесы, исполнение которых требует от музыканта большой профессиональной культуры. В музыкальных школах, училищах, консерваториях, институтах искусств и институтах культуры открыты классы народных инструментов, выпускающие большую армию высококвалифицированных музыкантов-исполнителей и педагогов, достойно продолжающих дело В. В. Андреева. Рост исполнительского мастерства и большой интерес слушателей к народным инструментам предъявляют серьезные требования к методике преподавания специальных дисциплин в музыкальных учебных заведениях. ' „ Среди актуальных задач перед педагогами, обучающими игре на балалайке, важное место занимает обобщение богатого практического опыта ведущих музыкантов и создание на основе этого опыта учебных методических пособий. Настоящая работа задумана как учебное пособие для преподавателей музыкальных школ и училищ, ведущих специальный инструмент или методику обучения игре на балалайке, а также и для учащихся, самостоятельно изучающих основы игры на балалайке. Она предусматривает теоретическую часъ, связанную с последовательным обучением, методически проверенным многолетней исполнительской и педагогической деятелностью автора, а также учитывает огромный вклад в развитие народной инструментальной музыки известных музыкантов-исполнителей и педагогов, в их числе П. И. Нечепоренко, не только великолепного исполнителя на балалайке, но и авторитетного педагога, воспитавшего большой отряд музыкантов и создавшего убедительную школу игры на балалайке, к сожалению не зафиксированную на бумаге.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие I. Инструмент, его качества и настройка II. Некоторые вопросы посадки исполнителя и постановки рук Звукоизвлечение Направление удара при звукоизвлечении Постановка левой руки Аппликатурные особенности при игре аккордами III. Приемы игры Арпеджато Пиццикато большим пальцем Пиццикато пальцами левой руки Бряцание. Бряцание по струнам ми Исполнение триолей. Бряцание с «подцепом» . Большая, малая и обратная дробь. Двойное пиццикато .. Тремоло.. Глиссандо. Одинарное пиццикато . Тремоло по одной струне. Гитарное тремоло. Вибрато. Флажолеты. Заключение.
ПЕРЕЧЕНЬ НОТНЫХ ПРИМЕРОВ, ПРИВЕДЕННЫХ В БРОШЮРЕ 1. Упражнение 2. Русская народная песня «От села до села». Обр. П. Нечепоренко 3. А. Дюран. Вальс. Переложение А. Доброхотова 4. Русская народная песня «Я на камушке сижу». Обр. Б. Трояновского 5. Б. Гольц. Юмореска 6. Упражнение 7. В. Белецкий и Н. Розанова. Марш-гротеск 8. Русская народная песня «От села до села». Обр. П. Нечепоренко 9. Русская народная песня «Ай, все кумушки домой». Обр. М. Кра-сева 10. П. Куликов. Концертные вариации П. В. Белецкий и Н. Розанова. Соната, 1 ч. 12. С. Василенко. Вальс из сюиты, оп. 69 13. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Переложение П. Нечепоренко 14. С. Василенко. Токката из сюиты, оп. 69 15. Я. Доит. Этюд. Переложение Е. Блинова 16. Ф. Крейслер. Венский каприс. Переложение II. Нечепоренко 17. П. Сарасате. Фантазия на темы из оперы «Кармен». Переложение П. Осипова 18. С. Василенко. Серенада из сюиты, оп. 69 19. Русская народная песня «Ивушка». Обр. II. Успенского 20. К. Сен-Санс. Пляска смерти. Переложение Н. Осипова 21. П. Сарасате. Фантазия на темы из оперы «Кармен». Переложение Н. Осипова 22. Упражнение 23. А. Варламов. Красный сарафан 24. Упражнение 25. С. Василенко. Малагуэнья 26. С. Василенко. Концерт, III ч. 27. К. Сен-Санс. Пляска смерти. Переложение Н. Осипова 28-32. Упражнения 33. Б. Гольц. Протяжная 34. Упражнение 35. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Переложение Н. Осипова 36. П. Сарасате. Цыганские напевы. Переложение Н. Успенского 37—39. Упражнения 40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия Mb 2. Переложение Н. Осипова 41. К. Сен-Санс. Пляска смерти. Переложение Н. Осипова 42. С. Василенко. Романс из сюиты, оп. 69 43. Русская народная песня «Камаринская». Обр. Б. Трояновского 44. Н. Шульман. Болеро 45. С. Василенко. Романс из сюиты, оп. 69 46. И. Альбенис. Серенада. Переложение Б. Трояновского 47. И. Альбенис. Севилья. Переложение Н. Васильева. 48. Ш. Наше. Цыганский танец. Переложение Н. Лукавихина 49. Русская народная песня «Ай, все кумушки домой». Обр. М. Кра-сева 50. П. Нечепоренко. Вариации на тему Паганини 51. К. Сен-Санс. Пляска смерти. Переложение Н. Осипова 52—54. Упражнения 55. Русская народная песня «Ах ты, вечер». Обр. Б. Трояновского 56. Русская народная песня «По всей деревне Катснька». Обр.Б. Трояновского 57. С. Василенко. Концерт, III ч. 58. Русская народная песня «Ах ты, вечер». Обр. Б. Трояновского 59. Русская народная песня «Светит месяц». Обр. Б. Трояновского 60—61. С. Василенко. Концерт, III ч. 62—64. Упражнения 65. А. Доброхотов. Трепак 66. Русская народная песня «Заиграй, моя волынка». Обр. Б. Трояновского 67. П. Куликов. Концертные вариации 68. С. Василенко. Токката из сюиты, оп. 69 69. К. Мясков. Токката 70. К. Мясков. Токката 71. Ж. Рано. Тамбурин. Переложение Б. Трояновского 72. К. Сен-Санс. Пляска смерти. Переложение Н. Осипова 73. В. Белецкий и II. Розанова. Марш-гротеск 74. Русская народная песня «От села до села». Обр. П. Нечепоренко 75. А. Корелли — Ф. Крейслер. Фолия. Переложение А. Шалова 76. Русская народная песня «От села до села». Обр. П. Нечепоренко 77. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Переложение П. Нечепоренко 78. Ю. Шишаков. Концерт, II ч. 79. Н. Шульман. Болеро 80. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Переложение П. Нечепоренко 81. К. Мясков. Токката 82. Н. Шульман. Болеро 83. Русская народная песня «Темно-вишневая шаль». Обр. А. Шалова 84—87. Упражнения 88. П. Нечепоренко. Вариации на тему Паганини 89. С. Василенко. Романс из сюиты, оп. 69 90. С. Василенко. Гавот из сюиты, оп. 69 91. П. Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик». Переложение А. Шалова 92. С. Василенко. Концерт, II ч. 93. С. Василенко. Токката из сюиты, оп. 69 94. П. Куликов. Концертные вариации 95. С. Василенко. Романс из сюиты, оп. 69 96. Дж. Тартини — Ф. Крейслер. Вариации на тему гавота А. Корелли. Переложение Н. Осипова 97. Упражнение 98. Русская народная песня «Час да по часу». Обр. П. Нечепоренко 99. Упражнение
СКАЧАТЬ
|