Веретенников И.И. Русская народная песня в школе
Автор : Веретенников И. И. Название: Русская народная песня в школе: Издатель : Издательство Шаповалова Год : 2005 г. Кол.стр. : 120с. Качество : Отсканированные страницы Формат : pdf Размер : 7.46 МБ
Описание В книге представлены народные песни Белгородской области. Книга рекомендована в качестве учебного пособия для преподавателей общеобразовательных школ, специальных учебных заведений и руководителей коллективов художественной самодеятельности.
РОЛЬ ПЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В народной художественной практике постижение народных традиций начиналось с колыбели. Ребёнок впитывал в себя национальный музыкальный язык, язык пластики движений, знакомился с играми, обрядами, находясь в родной культурной среде. Народ хранил и передавал известные ему творческие приёмы из поколения в поколение. И делал это в устной форме в ходе повседневной жизни — в груде и и отдыхе. Таким образом, общество развивалось по принципу накапливания духовных ценностей, но не отбрасывания таковых. Отбрасывание народных, национальных ценностей всегда происходило под лозунгами новой, современной культуры. Правда, на поверку но новое, современное нередко оказывалось простым подражанием или бездумным копированием западных форм культуры. Но известно, что новое или инородное лить тогда приносит пользу, когда не разрушает жизненную среду, устоявшиеся традиции народа. Кроме того, потеннциал развития и обновления заложен в собственном генетическом коде любой национальной культуры. Вперёд, как правило, идёт память, но не забвение. Многотысячелетняя народная практика подтверждает этот принцип. На современном историческом этапе освоение и развитие национальной песенности может осуществляться как в устной форме, так и при помощи письменности. Помимо этого должны быть задействованы мощные технические средства пропаганды традиционной художественной культуры. Важным фактором в этом процессе является школа и, в частности, уроки пения. Пение, как форма звукового самовыражения человека, является мощным средством музыкального воспитания. Ребёнок, оперируя многообразными музыкальными средствами, выступает как творческая личность, создаёт музыку. Поэтому представляется нецелесообразным превращение урока пения в урок беседы о музыке. Известно, что рассуждения и проповеди о музыкальной культуре не заменяют самой музыки, творчества её созидания. Только в поступках, в творчестве проявляется уровень культуры и музыкального развития человека. Помимо художественного развития пение укрепляет здоровье человека. Известно, что у поющих людей лучше развита сердечная мышца. В момент пения колебанием головных связок и звуковых волн осуществляется массаж всего организма. Снимается подавленное душевное состояние и поднимается настроение. Особенно это заметно в бытовой, неформальной ситуации. Объединение поющих в ансамбле способствует сплочению людей, разумному проведению праздников, обрядов и отдыха в целом. Поэтому воспроизведение голосом музыкальных интонаций всю историю формирования человека являлось таким же органом жизни, как естественная речь или другой орган, играющий определённую роль в жизни человека. В условиях, когда на урок музыки отводится один час в неделю, нельзя лишать ребёнка возможности развивать голос, музыкальный слух, чувство ритма, лишать его радости созидания художественных образов музыкальными средствами. Лекции, беседы о музыке лучше проводить во внеурочное время как музыкальный лекторий. Очень важно в музыкальном воспитании обращение к родной, традиционной песенной культуре. Не менее важен и учёт самих принципов, заложенных в фольклоре: ♦ участие и нахождение своего места в творческом процессе всех, независимо от степени одарённости; ♦ тесная связь творчества с повседневной жизнью, семьёй, бытом детей; ♦ взаимосвязь искусств (пения, танца, игры и т. д.); ♦ связь с художественной традицией своего края, села; ♦ свободное варьирование интонационного материала; ♦ слуховое ощущение лада и стиля многоголосия; ♦ собирательская деятельность (запись материала от родных, близких на каникулах, в экспедициях).
СКАЧАТЬ
|